description

Блог

Наши статьи, статьи о нас и пресс-релизы
Главная Новости Блог Пора ли онлайн-ритейлу оптимизировать свои ИТ?
description

Пора ли онлайн-ритейлу оптимизировать свои ИТ?

100 крупнейших продавцов Рунета и их почтовые сервисы

В недалеком 2011 году PricewaterhouseCoopers опубликовала очередное исследование онлайн-торговли в России, в котором оптимистично предрекла отрасли ежегодный рост на 30-40%. В 2013 году стало ясно: прогнозы не оправдались.

По данным аналитиков eMarketer, в 2013 году интернет-ритейл в России вырос лишь на 19,4%. В 2014 году прогнозируемый рост составит всего 17,1% и в последующие годы будет линейно падать до 5,2% в 2017 г.

В условиях замедляющегося роста рынка одним из вариантов повышения доходности для онлайн-продавцов может стать снижение затрат на непрофильные направления в бизнесе (например, перенос ИТ-инфраструктуры в облако или использование привычных офисных приложений по модели SaaS, то есть по подписке).

Почтовый сервис — одна из наиболее важных и консервативных ИТ-систем компании. Выбор системы, ее текущее состояние (архитектура, актуальность, версия) говорят об общем уровне ИТ в компании и ее менеджменте в целом. Поэтому мы решили узнать, какими почтовыми сервисами пользуются самые крупные игроки рынка e-commerce в России и озабочены ли они оптимизацией этого компонента своей ИТ-инфраструктуры.

 

Методика исследования

За основу для исследования был взят рейтинг “100 крупнейших интернет-ритейлеров
России”, опубликованный в журнале “Секрет фирмы” (№5/2014 г.). В электронном виде рейтинг представлен на сайте издания.

Для исследования почтовых сервисов компаний-участников рейтинга использовались MX-записи их публичных доменов. Для дальнейшего сбора данных об операционных системах, выбранных почтовых решениях, версиях и архитектуре проводилось сканирование почтовых серверов с помощью общедоступных программных продуктов. Эти сведения не содержат коммерческой тайны, являются открытыми данными и могут быть получены любым заинтересованным лицом. В ряде случаев почтовую систему не удалось идентифицировать. Эти данные также отражены в результатах исследования.
Период исследования: июнь-июль 2014 г.

 

Критерии классификации

Почтовые системы интернет-ритейлеров были классифицированы по способу получения услуги, функциональности и актуальности. Определения этих критериев приведены ниже.

  • По способу получения услуги

Интернет-ритейлеры разделились тех, кто поддерживает собственные (on-premise) почтовые системы и тех, кто приобретает их как сервис по моделии SaaS у сторонних компаний (облачное решение).

Облачное решение почтовая система, размещенная вне офисной инфраструктуры компании. Сервис предоставляется по подписке. Штатный администратор занимается только добавлением / исключением пользователей и не принимает участия в поддержании рабочего состояния системы, обновлением ее аппаратного и программного обеспечения. Эти функции лежат на провайдере почтового сервиса.

On-premise решение —  почтовая система, установленная во внутренней ИТ-инфраструктуре компании или в арендованном дата-центре. Аппаратная и программная часть поддерживается штатным администратором компании.

  • По функциональности

Почтовые системы интернет-ритейлеров были проверены на соответствие потребностям бизнеса в безопасном и полифункциональном средстве коммуникации. Системы, отвечающие требованиям надежности, безопасности и непрерывности, а также поддерживающие современный функционал (управление мобильными устройствами, подключение извне, общая адресная книга, календари) были отнесены к классу корпоративных почтовых систем. Не прошедшие проверку — к системам некорпоративного уровня.

К системам корпоративного уровня были отнесены как облачные, так и on-premise решения.

Из облачных решений, которые используют онлайн-продавцы первой сотни, только два могут быть отнесены к корпоративному классу в силу наличия SLA и широкой функциональности — это Google Apps и хостинг Microsoft Exchange.

Список on-premise решений корпоративного уровня, которыми пользуются ритейлеры, значительно шире: Microsoft Exchange, Communigate Pro, Lotus Notes, Zimbra.

К системам некорпоративного уровня были отнесены облачные решения, не предоставляющие SLA (Yandex почта, HC.ru, другие хостинговые провайдеры), а также почтовые системы на базе Unix и Windows, не имеющие встроенных механизмов обеспечения высокой доступности сервиса (MDaemon, Exim, Postfix).

  • По актуальности

Этот критерий позволил выделить интернет-ритейлеров, почтовые системы которых неактуальны и требуют модернизации. К неактуальным были отнесены старые версии почтового ПО, которые больше не поддерживаются вендорами и требуют срочной замены.

 

Результаты исследования

  • Соотношение on-premise и облачных почтовых систем:

Соотношение on-premise и облачных почтовых систем

  • Соответствие почтовых систем корпоративному уровню:

Соответствие почтовых систем корпоративному уровню

    • Вендоры почтовых решений, которые используют online-ритейлеры:
  • Актуальность почтовой системы:

Актуальность почтовой системы

Выводы

Качество почтовой системы

Большинство (57%) интернет-ритейлеров использует хорошо защищенные и функциональные почтовые системы корпоративного уровня. Среди провайдеров почтового ПО лидируют компании Microsoft (MS Exchange- 28%) и Google (Google Apps — 19%).

Тем не менее до сих пор значительная доля почтовых систем (37%) приходится на Unix- и Windows-подобные продукты некорпоративного уровня (MDaemon, Exim, Postfix), которые очевидно не могут удовлетворить потребности растущего и тем более крупного бизнеса и не соответствуют практике сокращения издержек на IT.

Актуальность почтовой системы

39% интернет-ритейлеров используют облачные почтовые системы, актуальность
которых — ежедневная забота провайдеров этих услуг.

Приверженцы on-premise систем, которых пока еще большинство (55%), осуществляют обновление почтового ПО самостоятельно.

В целом ритейлеры справляются с этой задачей, однако 9% игроков вероятно, из-за быстрого роста, не успели адаптировать свою ИТ-инфраструктуру под требования рынка и пользуются устаревшими версиями почтового ПО, которые уже не поддерживаются вендорами, что чревато простоем и дополнительными затратами на обслуживание, как следствие — снижением доходности.

Интересно, что, несмотря на выбор потенциально качественного и функционального почтового решения, некоторые ритейлеры реализовали архитектуру, которая не раскрывает потенциал системы и не удовлетворяет требованиям ритейл-компаний топового уровня.

Защищенность почтовой системы

Серьезные средства защиты от сканирования, препятствующие анализу почтовой
системы, установлены только у 6% интернет-ритейлеров. Некоторые ритейлеры имеют
критически уязвимые почтовые и файловые сервера.

Глубина консолидации

Ритейлеры, недавно объединившиеся в холдинги, еще не успели консолидироваться на
уровне ИТ-инфраструктуры и, по-видимому, других бизнес-процессов. Как правило они
продолжают эксплуатировать инфраструктуры, которыми пользовались до объединения,
и в отношении ИТ до сих пор функционируют как отдельные компании.

Ритейлеры, которые нас удивили

Самый неожиданный выбор. Крупнейший интернет-ритейлер Рунета — RZD.RU
использует почтовую систему некорпоративного уровня MDaemon образца 2010 года.

Самый серьезный подход. WILDBERRIES.RU демонстрирует не самый экономный, зато
по праву самый серьезный подход к IT-инфраструктуре, используя MS Exchange образца
2013 года в топовой конфигурации.

Самый бесшабашный админ. FTP-сервер одного из ритейлеров, содержащий в том числе
коммерческую информацию, доступен любому заинтересованному пользователю
Интернета. Название ритейлера по понятным причинам мы не публикуем.

Облака: платные и бесплатные

Бизнес склоняется к платным облачным решениям, предоставляющим гарантированный
уровень обслуживания (SLA) — Google Apps или MS Office 365. Бесплатную облачную
почту некорпоративного уровня используют не более 10% ритейлеров.

Прогноз

В ближайшее время стоит ожидать замены устаревших систем на современные продукты
корпоративного уровня с большой долей облачных решений, поскольку они требуют
меньших вложений в собственную инфраструктуру и позволяют компании
сконцентрироваться на своей основной бизнес-деятельности.

Татьяна Дмитриева, директор по развитию компании Cloudseller: “Мы решили
диагностировать почтовые системы ведущих игроков рынка онлайн-
торговли в России, поскольку эти данные являются публичными и говорят не только
об уровне развития ИТ-инфраструктуры организации, но и об общем уровне
менеджмента компании, ее готовности противостоять жестким реалиям рынка
интернет-ритейла”.

Проблемы интернет-ритейла в России: общий обзор

Снижение темпов роста интернет-торговли в России связано с общим ухудшением макроэкономической ситуации в стране. Ослабление рубля, снижение покупательской активности в связи с санкциями, настороженность банков в выдаче кредитов больно ударили по всему российскому ритейлу: на фоне сокращения продаж возросли закупочные цены и стоимость аренды, увеличились затраты на перевозчиков и персонал. И если офлайн-ритейл предпочел переложить трудности на плечи покупателей, повысив цены на товары, интернет-ритейлеры не торопятся делать это из страха потерять клиентов и свое основное конкурентное преимущество — более низкие цены по сравнению с офлайн-магазинами.

Внутренние проблемы отрасли также сказались на замедлении темпов роста. В 2013-
2014 годах онлайн-продавцам пришлось конкурировать не только друг с другом, но и с
зарубежными интернет-ритейлерами. Выход на российский рынок таких гигантов онлайн-
торговли, как Asos.com, eBay.com, AliExpress.com и др. привел к тому, что в 2013 году на
долю зарубежных компаний пришлась треть всего рынка e-commerce в России (по
оценкам журнала “Секрет фирмы”).

Собственные проблемы ритейлеров, связанные с ростом и масштабированием, способны нивелировать немногочисленные успехи. Многие игроки из топ-100 уже не первый год являются убыточными и развиваются только за счет инвестиций. Как отмечают “Известия”, финансовое положение интернет-торговцев может ухудшиться настолько, что “в ближайшие полгода-год этот рынок ждут серьезные изменения: от слияний и поглощений до веерных банкротств, аналогичных тем, что происходят на туристическом рынке”.

Судя по всему, чтобы сохранить свои позиции в 2014 году многим интернет-ритейлерам придется принять важные решения в диапазоне от оптимизации бизнес-процессов до диверсификации бизнеса.

Компании из Топ-100 крупнейших ритейлеров Рунета, использующие Google Apps

Поделитесь информацией: